Онлайн альбом «Алтай 1909-1912 гг. Фотографии Н.В.Бучельникова».
1 апреля 2022 года Российский этнографический музей (РЭМ), Санкт-Петербург, разместил на своем сайте онлайн альбом «Алтай 1909-1912 гг. Фотографии Н.В.Бучельникова».
https://collection.ethnomuseum.ru/entity/ALBUM/1649961
Грандиозную работу по обработке материала, комплектованию, аннотации проделала Кононова Елена Федоровна, научный сотрудник ведущей категории отдела фотографии РЭМа.
В альбоме представлены неизвестные исследователям и широкой публике фотографии Алтая, выполненные в 1909-1912 гг. Николаем Васильевичем Бучельниковым.
Опубликованный альбом станет для жителей Бийска большим открытием: как талантливый фотограф Н.В.Бучельников никому до этого не был известен.
Николай Васильевич Бучельников родился в 1891 г. в г. Бийске Томской губ., окончил городское трехклассное училище, в 1908 г. одногодичные педагогические курсы в Бийске и получил право работать учителем начальной школы. С 1909 г. Николай Васильевич преподавал черчение и рисование в Пушкинском городском четырехклассном училище, в мужской и женской гимназиях, после революции в педагогическом и строительном техникумах. В 1933 г. он заочно окончил чертежно-конструкторское отделение педагогического института и до 1959 г. работал в школах г. Бийска. Н.В. Бучельников награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1949 г. – орденом Ленина, в 1951 г. ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». С 1959 г. до своей смерти в 1969 г. (по другим источникам – в 1970 г.) Николай Васильевич жил в Ленинграде.
Интересным является судьбоносный факт, что материалы, относящиеся к фото творчеству Н.В.Бучельникова, поступили и в Бийск, и в Ленинград почти одновременно: В 1972 г. в Государственный музей этнографии народов СССР (РЭМ) поступили стеклянные негативы от Бучельникова Бориса Николаевича, сына Николая Васильевича, негативы в количестве 92 ед., другой сын, Александр Николаевич, передал в Бийский краеведческий музей фотографии на листах домашнего фотоальбома в количестве 32 ед.
На этапе подготовки к выходу онлайн альбома сотрудники нашего музея тоже подключились к исследовательской работе по поиску и аннотированию фотографий и негативов Н.В.Бучельникова, также была написана подробная историческая справка, отражающая его биографические данные и творческий путь. При сопоставлении фотографии и негативов нами были сделаны ряд «открытий» - некоторые снимки были точно аннотированы, с некоторыми мы познакомились впервые.
Фотографии в начале альбома представляют Бийск, родной город Н.В.Бучельникова. Впервые представлены фотографии с изображением видов Бийска с Морозовского острова, фотография улицы Успенской, изображения Иконостаса Еленинской церкви, фотография Вознесенской церкви. Далее снимки расположены по датам съемки: 1910 и 1912 гг. Большинство фотографий пейзажные: реки, их долины среди скал, горные хребты и перевалы. Они профессионально сняты совсем еще молодым человеком, и для многих из этих мест это единственная фотофиксация в начале ХХ в. На одном из снимков мы видим самого Николая Васильевича Бучельникова (см. № 9538-16). Редкими являются фотографии усадьбы Е.Г.Денисова в Усть-Коксе, русских крестьян за сбором ягод, маральника Н.И.Ошлыкова рядом с Нижним Уймоном. Уникальны снимки алтай-кижи – этнической группы алтайцев, проживавших в бассейне реки Катуни и ее притоков. Для музея они являются ценным дополнением к фотоколлекции, сделанной в 1903 г. заведующим Этнографическим отделом Д.А.Клеменцем у алтайцев Бийского уезда.
Увлекательная работа по поиску и выявлению фотографий из альбома Н.В.Бучельникова будет продолжена. Эти снимки – настоящий кладезь информации и Бийске и Алтае.
Большой удачей для музеев станет, если откликнутся родственники Н.В.Бучельникова. Известно точно, что у него были сыновья – Виктор, Александр, Борис, возможно в Бийске до сих пор проживают их потомки, и в их домашних архивах хранится какая-либо краеведческая информация, собранная Николаем Васильевичем.
Предлагаем всем желающим познакомиться с онлайн альбомом по прямой ссылке и поделиться впечатлением о просмотре.